Символика названия
анализ темы по пьесам А.Н. Островского «Гроза» и А.П. Чехова «Чайка»
Название произведения – это ключ к его пониманию. Даже если заглавие на первый взгляд кажется простым, достаточно задуматься и станет ясно: каждое слово наполнено смыслом, потому что именно в названии в обобщённом виде выражен авторский замысел.
В своей работе я хочу проанализировать пьесы А.Н. Островского «Гроза» и А.П. Чехова «Чайка», для того чтобы раскрыть символику названия этих произведений.
Оба автора писали свои произведения в то время, когда в России назрела смена общественных устоев. У Островского это канун крестьянской реформы. Поэтому произведение восприняли как выражение стихийных революционных настроений народных масс. У Чехова это рубеж XIX- XX веков. И там, и там стремительно развивается прогресс, всё больше и больше торжествуют буржуазные отношения. Т.е. наступает «другая жизнь», культурное сознание эпохи теряет нравственные ориентиры, а значит духовное здоровье, нередко приходя к безнадежному отчаянью.
Герои пьес ищут нравственной опоры в сложном меняющемся мире.
Гроза происходит не только как природное явление (действие разворачивается под звуки грома), но и как внутреннее — герои характеризуются через отношение к грозе. Так, в душе Катерины происходит никому не видимая гроза, для неё это кара небесная, которая должна покарать её за измену мужу и за неповиновение вековым традициям. Желание летать как птица роднит Катерину с Ниной Заречной. Она любит Бориса, но это угнетает её. Она считает, что будет гореть в «геенне огненной» за своё греховное чувство. В отличие от Нины, Катерина, упав, так и не смогла подняться. Т.е. противостоять косным традициям она смогла лишь своей смертью.
Для Бориса людская гроза страшнее, чем природная. Поэтому он уезжает, бросает Катерину один на один с людской молвой. «Здесь страшнее!» — говорит Борис, убегая с места моления всего города.
Дикой считает, что невозможно и грешно противостоять молнии. Для него гроза — это покорность.
Для механика Кулигина гроза — грубое проявление природных сил. А люди из-за своего невежества боятся её. Кулигин полагает, что надо просвещать народ, и мечтает построить громоотвод, чтобы избавить людей от страха перед грозой.
Для Тихона гроза — это злоба, угнетение со стороны матери. Он боится её, но как сын должен подчиняться ей. Уезжая из дома по делам, Тихон говорит, что с его ног будто кандалы спали, как только он узнал, что две недели над ним никакой грозы не будет.
Гроза в пьесе Островского символизирует как невежество и злобу, небесную кару и возмездие, так и очищение, прозрение, начало новой жизни. Об этом свидетельствует разговор двух горожан Калинова. В мировоззрении жителей начали происходить изменения, стала меняться оценка всему происходящему. Возможно, у людей появится желание побороть свой страх перед «грозой», избавиться от гнёта злобы и невежества, царящих в городе.
В своей пьесе Чехов не только обозначает объект изображения, но и даёт свою оценку.
Что такое чайка в одноименной пьесе Чехова, какое место этот образ занимает в произведении? Чайка – это убитая Треплевым из ружья птица. Это в какой-то мере и Треплев, мечтавший о большой любви и славе, а в конце застреливший себя из того же ружья, из которого он когда-то убил чайку.
В неразрывной связи с чайкой находится Тригорин. Вспомним, он постоянно находится на берегу озера и удит рыбу, совсем как чайка. Здесь уже открывается другая сторона образа чайки – чайки-хищницы, убивающей, чтобы добыть себе пропитание. Тригорин записывает о чайке сюжет для небольшого рассказа. И в конечном итоге именно Тригорин губит белую чайку – Нину.
Но в большей степени образ чайки связывается с Ниной Заречной. Этот образ впервые и возникает в сцене свидания Треплева и Заречной. Т.е. уже в момент рождения образ чайки принадлежит Нине, которая рассказывает, что отец не пускает её в усадьбу Аркадиной, боясь, что дочь пойдёт в актрисы. Но Нину тянет в усадьбу, «как чайку к озеру». В этой сцене чайка олицетворяет Нину того времени, когда она ещё жила по-детски, пела по утрам, любила Треплева, мечтала о славе.
Образ Чайки возникает вновь в 4-м акте пьесы, когда Треплев рассказывает о Нине, о её жизни за последние два года. Свои письма Нина подписывала Чайкой. «Отчего люди не летают? …» - говорила Катерина из «Грозы». Героиня «Чайки» также собралась взлететь на крыльях любви и славы, но обломала крылья. Но в том то и замысел, что искание правды, смысла жизни, Чехов совершал, исследуя не вершины проявления человеческого духа, а нравственные слабости, падение личности. И становление личности начинается только тогда, когда человек освобождаясь от самообмана, от иллюзий на свой собственный счёт, поднимается до способности обвинить в своих жизненных неудачах не других, а самого себя. Нина отказывается верить, что все её страдания, её труд и жизнь могут быть уложены в схему тригоринского рассказа. Испытав тяжёлое духовное искушение, потеряв всё и как бы освободившись от всего, что мешает искусству, Нина стала тем, о чём мечтала. Нина говорит Треплеву, что она уже не та, теперь она настоящая актриса, с каждым днём растут её душевные силы. Поэтому при видимом фиаско (спектакли в Ельце, вагон третьего класса, пристающие купцы) Нина всё же оказывается победителем. Чеховский традиционный открытый финал не позволяет нам с уверенностью говорить о будущем героини. Но автор «Чайки» расправил своей птице поникшие крылья для полёта. Он открыл ей путь к творчеству, к христианской любви (всеобщее прощение, терпение и готовность нести свой крест), теперь всё зависит от самой Нины. Героиня вырастает на наших глазах, возрождается, оживает, на её душе зарубцовываются раны, и она расправляет крылья души.
Поэтому можно говорить, что чайка – это и обобщающая идея пьесы, порыв в будущее. По словам исследователей, образ чайки определяет всех персонажей: одни герои становятся «крылатыми», «поэтичными» другие – «бескрылыми», «прозаичными».
Таким образом, мы видим, что название пьес полностью отражает замысел авторов, конфликт и сюжет произведений. Так, у Островского гроза представляется не только как природное явление, но и как внутреннее. Для каждого героя гроза является особым символом: для одних — это предвестник бури, для других очищение, начало новой жизни, для третьих — это «голос свыше», который предрекает какие-то важные события или предостерегает от каких-либо поступков.
У Чехова образ чайки восходит к фольклорным представлениям о душе, крылатой и бескрылой, живой и погибшей. Образ птицы – это одновременно и намёк на слабость, незащищённость страдающей личности, и символ свободы человека, выражение протеста против существующей действительности.
Важно, что название обеих пьес тесно связано с небом. Но у Островского небо в большей степени связано с наказанием, невозможностью пока взлететь свободно, а у Чехова – это уже полёт, полёт через страдания и воскресение.